ГМО — польза или вред

Это только со стороны кажется, что мы скатываемся в Средневековье. На самом деле, мы очень сильно развиваемся. Мы уже почти не боимся нитратов и холестерина, мы теперь сильно волнуемся за ГМО. Ведь выходит огромное количество разных «научных» статей в бульварных газетах о том, как после употребления в пищу всякого ГМО у подопытных животных выпадала шерсть, вырастал дополнительный хвост, возрастала агрессия появлялись бесплодие и плоскостопие. И вообще, все, кто ест ГМО – сохнут, чахнут, дохнут и даже умирают в конце концов. Именно поэтому, наши депутаты, которые только тем и заняты, что издают законы, которые работают лишь на благо народа, несколько лет назад ГМО в России запретили. Напрочь. И теперь с ним регулярно борются, ибо злобный Запад постоянно нам посылает отраву (не путать с пальмовым маслом), чтоб мы не развивались и вообще. 

гмо 

А так как ГМО, по мнению большинства, – это зло вселенских масштабов, которое просто обязано привести нас всех к Апокалипсису (ничуть не страшно, мы всё равно – в рай, как нам и обещали), давайте разберёмся, что это за штука такая. Многие понимают, что «модификация» – это изменение, но вот слово «генная» их пугает. На самом деле, даже при естественном отборе всегда происходят изменения в генотипе. Что уж тут говорить, когда в течение веков люди, например, отбирали семена из более крупных плодов. Такая осознанная селекция привела к тому, что современные сорта настолько непохожи на свои родительские формы, что очень сложно представить даже их родство. Дикая кукуруза имела всего 7 зёрнышек размерами чуть больше спичечной головки (она и сейчас существует). Поэтому никогда не верьте этикеткам всевозможных экопродуктов (по цене в три раза выше), что внутри содержатся исключительно «древние» сорта, якобы выращиваемые нашими предками. Там то же самое ГМО. Ахах, возразят мне, это ж просто отбор. Там внутри клеток ничего не изменилось. Ну, как сказать. Тогда прекращайте кушать, например, хлеб или землянику садовую (ту, что у нас несправедливо называется клубникой). Внутри клеток разных сортов этих растений давно уже содержаться тетраплоидные и полиплоидные наборы хромосом. Пусть вас не особо пугают такие опасные слова, просто это означает лишь то, что наборов хромосом в клетках этих растений может быть три, четыре или шесть. У человека же, как известно, всего лишь два набора, то есть человек диплоиден. И при образовании нового человека (зачатии) часть генного материала отца (да-да у человека тоже есть гены!) перемешивается с частью генного материала матери. Догадываетесь, к чему я клоню? Да. Каждый из нас – генетически модифицированный организм. И так было всегда, на протяжении всего процесса эволюции. 

Не морочь голову, скажете вы, ведь ГМО – это когда меняют генетический материал (ДНК) с помощью генной инженерии, а не в процессе отбора. И будете правы. Именно так трактует термин «ГМО» Всемирная Организация Здравоохранения. Но, если разобраться, мутации, которым всевозможные организмы на планете подвергались с самого зарождения – это очень ненадёжное средство приобретения полезных признаков. Мутации же бывают различны. Бывают и отрицательные, то есть организм (неважно, человек это или же овощ) или потомки его в конце концов погибают. А современная генная инженерия позволяет вносить точечные, направленные изменения в организме. То есть, за короткое время получать те признаки, которые могли бы возникнуть в процессе естественного отбора с помощью случайных мутаций за огромный временной промежуток. И создаются растения ГМО с единственной целью – улучшение жизни населения. Да-да. Ни больше, ни меньше. Разумеется, тут присутствует коммерческий интерес лабораторий, создающих новые формы ГМО, сельхозпроизводителей, которым выгодно произвести больше товара при минимуме затрат. Но прежде всего, выгоду имеет потребитель (все мы), который получает качественную и здоровую продукцию по более низкой цене (ведь себестоимость сельхозпродукции в конечном итоге становится ниже). 

Но ведь ГМО – это опасность, возразите вы, о ней пишут всякие гадости и даже депутаты ГМО запретили. Последнее, скажу вам, это вовсе не показатель, если вы обратите внимание на изменения в нашем законодательстве. А что до газет и журналов… Ежегодно в мире проводится несколько сотен исследований о влиянии ГМО на организм человека. На данный момент около четырёх тысяч исследований за всё время существования ГМО. Так вот. Нет ни одного исследования, подтверждённого мировым научным сообществом, которое бы доказывала негативное влияние ГМО на человека. Ни одного! Разумеется, это можно считать заговором учёных против человечества, но с таким же успехом можно полагать, что нами управляют рептилоиды, тайные силы или мудрое правительство. А что до авторов статей о вреде ГМО, так это либо неграмотные журналисты, либо люди, которые создают себе популярность на фоне неграмотности населения (так проще). 

Кстати, все, кто так боятся ГМО уже давно и необратимо пользуются этими технологиями, даже не подозревая об этом. Речь даже не об инсулине для диабетиков, который получают исключительно с помощью ГМ-технологий, а об самой обыкновенной колбасе. Сколько бы все из себя не строили исключительных жлобов, которые питаются только супернатуральными продуктами прямо с экоферм, всё одно колбасу покупать приходится. Или кетчуп, например. Да, даже хлебобулочные изделия. А в них (вот ведь удивительно) содержится либо соя, либо кукурузный крахмал. А в мире сейчас, большая часть (около 90%) сои и кукурузы – это генно-модифицированные сорта. ГМО, то бишь. И как? Вырос у вас дополнительный хвост или агрессия повысилась? Если и повысилась, то уж точно не от ГМО. В мире уже вовсю выращиваются ГМ-культуры. Табак в США на 90% генетически модифицирован. Россияне, правда, привыкли курить ароматизированную нарезку бумаги, поэтому их это не касается. Так же до нас не почти доходит рапсовое масло, не особо привитое в русской культуре. А вот сахар, что получают во всём мире из ГМ-тростника и ГМ-свёклы, из-за безудержного роста нашего сельского хозяйства – постоянный гость на витринах магазинов. 

Есть ещё одно популярное заблуждение о вреде ГМО. Когда речь идёт о трансгенах, то постоянно используют пример картофеля, в ДНК которого встроен ген рыбы. И это считается страшно, ибо не по-божески. Мол, ген этот оторвётся от картошки, да как встроится в человеческий организм. И будет очень плохо. Если не жабры вырастут, то уж чешуя попрёт в самых неподходящих для этого местах, а то и интеллект упадёт до рыбьего. Но, почему то, люди забывают, что, поужинав вечером пюрешкой со ставридой, рыбой они от этого не станут. И картошкой тоже. А чтоб интеллект скатился до уровня овоща – требуется совсем иное. 

Есть ли польза от ГМО? Разумеется. Это и возможность помочь людям, у которых есть аллергия на некоторые распространённые продукты. Например, на молоко. Уже производится такая молочная продукция, полностью безопасная для людей. Ведь у трёх процентов детей планеты – непереносимость лактозы. ГМ-технология позволяет решить эту проблему. Хрестоматийный пример – «золотой рис». В странах Азии рис является основным источником питания. Но, из-за отсутствия в пище людей с небогатым достатком (рис – практически единственный доступный продукт) витамина А, развиваются болезни, в первую очередь – рахит, слепота (ок. 500 000 случаев ежегодно). Смертность только лишь из-за нехватки витамина А ежегодно увеличивается на 1,5 – 2 млн. человек. Это страшные цифры. Но, когда начали внедрять генно-модифицированный рис в рацион питания азиатской бедноты, борцы с ГМО и религиозные мракобесы начали настраивать местное население на уничтожение посевов. Учёные свернули эту программу. И лишь только спустя почти 15 лет, золотой рис понемногу начал внедряться в рацион жителей Юго-Восточной Азии. Хотя те же самые жители преспокойно едят ГМ-папайю. Россиянам этот диковинный фрукт встречается в основном лишь в кроссвордах, но в Азии он распространён примерно, как у нас картошка. Так вот, в мире не осталось папайи обыкновенной. Она вся генетически модифицирована. В восьмидесятых годах прошлого века плантации папайи начал уничтожать вирус. И растение бы исчезло с лица Земли (ничего удивительного, ежегодно вымирает около 25000 видов растений и животных), если бы на помощь не пришли учёные. 

И в наших широтах можно было бы вывести, например, сорт огурца, который не боится возвратных заморозков в конце мая – начале июня. Но нет. Это запрещено нашим заботливым законодательством.